Путеводитель по Франции

карта сайта

СОВРЕМЕННАЯ ФРАНЦИЯ

Франция / новости науки и культуры, пульс современной Франции

Путеводитель Michelin - сотое издание во Франции

 

В 2009 г. в свет выходит сотое издание ресторанного гида Michelin по Франции. Однако его столетний юбилей уже давно миновал. Гид был впервые издан в 1900 г. и предназначался для немногочисленных тогда автомобилистов, колесящих по дорогам Франции (во всей стране их с трудом набиралось 2900 человек). В то время перед бесстрашными путешественниками остро стояли два вопроса: где заправиться бензином (иногда это можно было сделать… в булочной) и как починить машину или поменять колесо. Расхождение в девять лет с празднованием столетнего юбилея объясняется тем, что гид Michelin не издавался во время двух мировых войн. Не вышел он и в 1921 г.: вместо него появилась целая серия иллюстрированных Путеводителей по местам сражений. Это издание имело целью привлечь людей в регионы, пострадавшие во время Первой мировой войны, почтить память павших на полях сражений и задуматься о том, как война отражается на человеческих поступках.

Идея создания Красного гида принадлежит братьям Эдуарду (Edouard Michelin) и Андре Мишленам (Andre Michelin), возглавлявшим основанную в 1889 г. каучуковую фабрику в Клермон-Ферране. Они оба верили в будущее автомобиля – их издание, «любезно предоставленное водителям» и увековечившее имя создателей, должно было способствовать большей мобильности путешественников... а вместе с ней улучшать продажи шин Michelin. «Эта книга родилась вместе с новым веком и проживет столько же, сколько он», говорилось в предисловии к первому изданию, вышедшему в августе 1900 г. тиражом 35 000 экземпляров и распространяемому бесплатно на станциях техобслуживания и в местах продажи шин. Этот гид, переиздаваемый ежегодно и содержащий все необходимые для автомобилиста сведения, касающиеся обслуживания и ремонта машины, также должен был помочь путешественнику «найти где переночевать и перекусить». Однако прославившая гид Michelin идея классификации заведений при помощи звезд, возникла только в 1920х гг.

С самого начала для рекламы гида используется веселый яркий образ: Бибендум, Шинный человечек из белого каучука, нарисованный для молодого предприятия в 1898 г. художником O'Галопом (O'Galop) (под этим псевдонимом скрывается художник, рисовальщик и карикатурист Мариус Российон (Marius Rossillon)). Популярность человечка растет с каждым годом – и в 2000 г. он получает приз Лучший логотип века.

Уже в самом первом издании гида используется наглядный и всем понятный язык пиктограмм, этих знаменитых значков, ставших отличительной чертой нового гида. По ним можно проследить не только развитие французской гостиничной индустрии, но и путь, проделанный обществом за последний век – от умывальной чаши и свечей до Интернета. В начале 1930-х годов появляется дополнительный критерий оценки заведений – тишина.


Музеи во Францию

У вас есть пожелания?

Регионы Франции

В 1904 г. выходит первый гид, написанный не о Франции, а о ее соседке Бельгии. Он положил начало целой коллекции, посвященный разным странам мира и к концу 2008 г. насчитывающей 26 путеводителей по 23 странам, в числе которых есть даже гид по КНР (включает в себя разделы, посвященные Гонконгу и Макао и написанные на китайском и английском языках). Активную международную экспансию Michelin начал с издания гидов по крупным городам Соединенных Штатов: Нью-Йорк (2005 г.), Сан-Франциско (2006 г.), Лос-Анжелес и Лас-Вегас (2007 г.). Первым представителем Азии, попавшим на страницы путеводителя, стал Токио (2007 г., на английском и японском языках), за ним в 2008 г. последовал Китай.

Первое издание путеводителя по Франции на английском языке вышло 15 июля 1908 г.: его предварял разговорник на шести страницах, где Бибендум обучал англоговорящих читателей объясняться в сложных ситуациях в незнакомой стране. В 1911 г. на английский было переведено уже шесть гидов – в Michelin говорят о «колоссальном» успехе: если сложить все вышедшие из типографии тома, то получится башня, высота которой в 60 раз превысит собор Святого Петра в Лондоне! Гиды охватывают следующие регионы: Британские острова, Франция, Германия и Альпы-Рейн (издавался также на немецком языке), Испания-Португалия (также выходил на испанском языке) и Страна Солнца (Южная Италия, Сицилия, Корсика и Французская Ривьера, Алжир, Тунис, Египет).

Все эти гиды распространялись бесплатно вплоть до одного случая в 1920 г. Однажды Андре Мишлен зашел в магазин, торгующий шинами, и с негодованием обнаружил, что его издания подпирают ножки верстака. В этот день он принял серьезное решение: отныне гид будет продаваться за деньги, поскольку «человек бережно относится только к тому, за что платит». Для братьев дополнительное финансовое вливание стало весьма своевременным: в 1908 г. они отказались от приносившей немалый доход рекламы гостиниц, существовавшей в гиде Michelin еще с 1901 г. Бибендум, лучший советчик путешественника, должен быть объективным и оправдывать доверие всех читателей. У гида быстро появилась собственная система оценок – начиная с самого первого издания, авторы обращались к автомобилистам с просьбой ответить на определенные вопросы. «Без них, говорили братья Мишлен в предисловии, мы не могли бы ничего. С ними мы можем все». Полвека спустя на место этих анонимных путешественников пришла целая армия инспекторов, заставляющая трепетать лучших кулинаров мира...

В 1926 г. впервые появляется значок звездочки, отмечающий упомянутые в гиде рестораны с хорошей кухней. В 1931 г. добавляются вторая и третья звезда для оценки провинциальных ресторанов, а в 1933 г. для парижских. Отныне Бибендум носит поварской колпак и помогает гурманам выбрать подходящее для трапезы место. Одна звезда отмечает «хороший ресторан в своей категории», две звезды говорят о том, что «ради ресторана стоит отклониться от маршрута», три звезды утверждают, что заведение «стоит отдельного путешествия». Психологическое воздействие нововведения таково, что каждый год после выхода нового выпуска Michelin все разговоры крутятся вокруг звезд, получить которые мечтает любой шеф-повар. Старейший из французских обладателей трех звезд Michelin сохраняет свой статус уже 44 года!

История иногда преподносит сюрпризы. Не издававшийся во время Первой и Второй мировых войн гид Michelin, внезапно пригодился весной 1944 г.: после высадки союзников в Нормандии Генеральный Штаб испугался, как бы их продвижение по Франции не было замедлено из-за уничтожения всех ориентиров оккупантами. C согласия Michelin в Вашингтоне перепечатывают последнее издание гида (1939 г.), содержащее сотни подробных карт французских городов, и выдают офицерам с пометкой «For Official use only». После освобождения Парижа для облегчения продвижения союзников по стране было перепечатано более двух миллионов карт севера и востока Франции, Бельгии и Германии. Еще одно важное историческое событие – падение Берлинской стены в 1989 г. – также отразилось на издании: авторы были вынуждены полностью переработать гид по Германии, включив в него сведения о территории бывшей ГДР.

Гид Michelin по Франции 2009, так же как и путеводитель по Парижу, изданный на французском и английском языках, насчитывает 26 ресторанов с тремя звездами, 73 ресторана с двумя звездами и 449 ресторанов с одной звездой. Кроме того, в нем перечислено более 527 заведений, предлагающих лучшее сочетание цены и качества и обозначенных отметкой Bib gourmands.

Сегодня галактика Michelin включает в себя 73 ресторана с тремя звездами, из них 26 во Франции и 47 в 11 странах мира: девять в Германии и Японии, шесть в Испании и США и пять в Италии. Но и здесь есть свои хитрости! Самое большое количество высоких оценок собрал, конечно, французский шеф-повар – его 25 звезд блестят в Китае, Японии, США и других странах, где он создает шедевры вместе со своими последователями, большая часть которых – его бывшие ученики. Всего же в мире существует 72 шеф-повара, чьи заведения отмечены тремя звездами.

Сто художников работали над сотым изданием гида: признанные мастера и ученики художественных школ, участвующие в конкурсе, предложили свои варианты обложки, чтобы превратить гид Michelin по Франции в «произведение искусства».

Апрель 2009
Клодин Канетти (Claudine Canetti)
Direction de la communication et de l`information
sous direction de la communication

 

ТУРИЗМ
КУЛЬТУРА
ОБРАЗОВАНИЕ
НЕДВИЖИМОСТЬ
ВИНО И КУХНЯ
О ПОГОДЕ
ОБЩЕНИЕ
форум
отзывы, рекомендации

 


| Реклама на сайте | Подписка на новости | Условия использования материалов, размещенных на сайте | Контакты |
© "Гид по Франции". Все права защищены